Краска «Монтана» (имеется ввиду Испанская Montana, сейчас MTN) уже сейчас живая легенда. Ее название - синоним слова «райтинг». Для того чтобы и вы поняли, насколько это важно и как все начиналось, вашему вниманию предоставляется интервью с Капи, отцом-основателем «Монтаны».
- Нам интересно узнать, как всё-таки родилась известная всем краска «Монтана». Какой была первоначальная идея, до того как появилась «Монтана»? В то время она была рассчитана на райтеров или на других потребителей?
- Появление «Монтаны» связано с тем, что я и Moockie хотели открыть свой граффити-магазин, так как мы рисуем с 80-х и ощутили необходимость такого места, где можно получить всю необходимую информацию и товары для граффити. Тогда мы встретились с Jordi (собственник «Монтаны») и рассказали ему о нашем плане с магазином. В то время он работал коммерческим директором на заводе, который изготавливал краску в аэрозолях. Мы долго искали поддержку и хорошую цену на баллоны. После нашего рассказа о развитии граффити-культуры он проявил интерес к делу. Когда всё началось, Jordi был полностью привязан к этой компании, но они не верили в успех на рынке товаров для граффити.
Спустя год, в 1994-м Jordi всё-таки обратился к нам за помощью в создании нового бренда красок исключительно для граффити. Мы использовали знания о потребностях граффитистов, а Jordi использовал свой опыт в технических вопросах. Это стало началом. Весной 1994 года мы с Moockie организовали акцию под названием „Aerosol Art". Мы пригласили около 50 райтеров (Can 2, Time, Kane, Opak, Jiwee, Popay, Honet, др.) со всего света, и в этот день они впервые рисовали «Монтаной» (чёрного цвета). Тогда масштаб был небольшим. Нашим намерением было раздать баллоны только райтерам. Вот так «Монтана» стала краской для райтеров.
Через год в Европе каждый райтер знал, что в Барселоне есть магазин, где можно купить очень качественную и дешёвую краску, многие просто приезжали, чтобы закупить большое количество «Монтаны» и привезти к себе в город. Это были первые испытатели. Где-то в конце 1995 года появились первые райтеры, которые уже всерьёз начали импортировать краску в больших количествах, с ними у нас была постоянная договорённость. Первой страной стала Италия, потом Швейцария. Затем подключились Англия и Франция. В 1997 году «Монтана» была известна везде, а продукция усовершенствовалась практически до того уровня, какой имеется сегодня, и мы начали отправлять баллоны на другие континенты.
- Почему «Монтана»?
- В принципе, в этом не заключено ничего особенного. Jordi просто очень нравилось это название, потому что оно звучало на латыни и каждый мог его прочесть и легко запомнить, тем более что штат Монтана в США тоже был достаточно известным. Многие, в особенности германская «Монтана», считают, что Jordi скопировал это название у швейцарской фирмы, но это звучит смешно. Почему? Да потому что до 1994 года не существовало краски для граффити с названием «Монтана».
«Монтана» - это небольшая компания. Рынок граффити сегодня очень вырос, и мы чувствуем ответственность за это. У нас было немало возможностей стать частью больших компаний, таких как, например, «Мотип Дупли», но это нас никогда не устраивало. Мы много раз обсуждали этот вопрос и решили остаться небольшой или средней компанией, такой, как сегодня. В первую очередь это касается человеческого труда. На заводе мы все знаем друг друга, и, что самое важное, мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать. Потому штат небольшой. Управление компанией осуществляется таким способом: Jordi и Miqeul - собственники. Jordi и я отвечаем за коммерцию и маркетинг. Didac - молодой химик, он ответственный за техническую сторону, а Suso (он ещё моложе) - директор производства. Ещё, разумеется, есть обычные рабочие, всего нас около 50 человек.
- Где именно находится производство и сколько баллонов можно выпустить за день?
- Производство находится в небольшом городке Манреса, 50 км от Барселоны. Мы изготавливаем около 18000 - 24000 баллонов в день. Всё практически вручную. Так удаётся изготовить много разноцветных и небольшие количества (около 4000 штук) одного цвета. При автоматическом производстве такое невозможно, полуавтоматика может изготовлять 50000, а полная автоматика около 100 000 каждого цвета. Нам это не выгодно (инвестиции, запасы на складах и т.д.).
- «Монтана» росла вместе с культурой райтинга. Ты можешь вспомнить какой-то особенный период продаж? Имеются в виду и хорошие, и плохие продажи.
- Мы всегда растём в зависимости от наших возможностей и темперамента. Каждый год мы продаём больше, чем в предыдущий. С деньгами ситуация другая. В данный момент у нас есть некоторые проблема с названием бренда, а тут еще и пожар в одном из старых помещений. Это вызвало дефицит инвестиций в новые помещения, и, кроме того, нам пришлось много заплатить адвокатам по делу с брендом. Но сейчас всё вроде бы нормализовалось.
Если говорить о росте «Монтаны», то один райтер из Нью-Йорка сказал так: «В граффити есть два периода: до и после того, как появилась Монтана». Я рисую с 1986 года и понимаю, что мой стиль и мои куски ничего особенного собой не представляют и значительно не изменят сцену граффити, поэтому я решил заниматься другими вещами, которые могут повлиять на рост граффити. Я начал с журнала «Downrocks», потом открыл магазин «Bunker», а теперь я помогаю «Монтане». Когда я услышал слова этого райтера, я почувствовал, что выполнил свой долг перед граффити-сценой. Таким образом, я стал кем-то вроде того, кем Seen, Mode2 или Loomit являются для всей сцены.
- Можешь рассказать, как выглядит процесс изготовления красок? Как вы проводите тестирование новых цветов?
- Это скорее технический вопрос. Мне кажется, что для получения продукта такого качества и за такую цену сегодняшняя Испания является нужным местом в нужное время. С новыми цветами все тоже очень легко, я просто прислушиваюсь к своим партнёрам и другим райтерам, с которыми я общаюсь. Всегда есть люди, которые предлагают мне новые идеи и образцы. Если вдруг мы решаем сделать новый цвет, я говорю об этом Дидаку (химику). Он разрабатывает формулу в лаборатории и пробует разные возможности. Тогда мы выбираем тот цвет, который хорошо перекрывает, насыщенный, яркий. Это не такая уж сложная часть процесса.
- Краска «Монтана» славится хорошим давлением баллона и плотностью перекрашивания. Как вам удалось сфокусироваться именно на этих двух деталях, которые сделали «Монтану» популярной во всем мире?
- В 1994 году «Монтана» выпускала стандартные баллоны, которыми мы пользовались в то время в Испании (классические 200 мл). Когда я и Муки начали поездки по Европе, мы рисовали разными брендами («Спарвар», «Белтон», «Марабу», даже «Дупли»). Тогда мы предложили Джорди сделать баллон европейского образца (400 мл), но с испанским качеством покрытия поверхности. Также мы рекомендовали сделать большое давление в баллоне, чтобы он отличался от классического. Так на свет появился баллон «Хардкор». Этот продукт был уникален для быстрых акций и бомбинга, что для нас в то время было главнее всего.
- Что даёт повод гордиться баллонами «Монтана»? Популяность, качество или что-то ещё?
- Конечно, сам продукт. Лично для меня это то, о чем было сказано выше: в мире граффити есть до и после того, как появилась «Монтана». Это очень личная вещь, больше чем бизнес.
- Название «Хардкор» показывает отношение к бомбингу, рисованию по металлу. Почему такое название?
- Я уже говорил ранее, что мы начали делать баллоны по 400 мл. В первый же день Джорди дал мне баллон для тестирования. Я просто провёл линию и поставил точку, и когда я это увидел... Я просто открыл рот и сказал: «Это хардкор!». С тех пор мы начали писать это слово на баллоне.
- Правда ли то, что власти предложили вам добавить особый компонент в краску, чтобы её легко было смывать с поездов?
- Я об этом слышу впервые. Звучит очень весело. Даже если такое когда-либо случится, мы никогда такого не сделаем, потому что наша продукция специально разработана так, чтобы быть стойкой и долговечной. Это противоречит нашей концепции.
- Не секрет, что жёлтый цвет очень проблематичен и не всегда отвечает стандартам «Монтана»...
- Да, это правда. Жёлтый пигмент тяжело создать, так как он состоит из опасных компонентов. В середине 90-х было очень легко достать хороший жёлтый пигмент, потому что все пигменты имели производственный стандарт. Но этот пигмент опасен для здоровья. Законодательство изменилось, и производители пигментов начали использовать технологии, которые не включают опасные компоненты, но не могут отличиться таким же результатом. Можно достать компоненты, которые улучшат качество, но тогда нужно указывать, что продукт содержит опасные вещества. Это нормальное явление в промышленности, но для искусства это плохо. Мы постоянно ищем новые формулы, чтобы получить хороший жёлтый. Кроме того, у нас есть много других оттенков жёлтого, которые имеют хорошие свойства.
- Как ты относишься к производству XXL и мини-баллонов? Это было предложение со стороны райтеров?
- Как я уже сказал, мы всегда прислушиваемся к мнению других людей. Нам неинтересно сидеть в офисе и делать постоянно одно и тоже. Потому идеи приходят постоянно, мы ищем их везде: на улице, в фильмах, магазинах, журналах. Это вещи, которые нас вдохновляют на разработку новых цветов, интересных размеров баллонов, других продуктов для райтеров - например, жидкости для промывки насадок. Также мы принимаем во внимание критику наших прямых дилеров.
- А сейчас провокационный вопрос. Можешь рассказать о разнице между испанской «Монтаной» и немецкой?
- Мы часто говорим об этом. И меня это очень утомило, потому что много энергии ушло на выяснение отношений. Сегодня каждый знает, что существует две «Монтаны»: немецкая и испанская, от разных производителей. Я попробую высказаться со своей стороны, потому что существует другая версия с противоположной стороны, то есть немецкой.
«L+G» стали нашими клиентами в 1997 году. Мы вместе быстро росли. Конечно, они подавали свои идеи, и это нормально, когда люди вместе работают, но это недостаточный аргумент для того, чтобы в один прекрасный день заявить, что, мол, этот бренд принадлежит нам, потому что мы подавали идеи. Немцы заключили контракт с компанией «Мотип Дупли», чтобы создать собственный бренд, но похоже, что они планировали использовать наш рынок, который мы создали. Тогда «Мотип Дупли» предложил купить нашу компанию, и мы отказались. Разными хитрыми способами они сделали свой баллон «Монтана» и сначала даже использовали тот же дизайн. И только позже они создали «Montana Black» и начали распространять лживую информацию о нас (что наша компания закрылась, что у нас опасные продукты, что мы ничего не разрабатываем, а только используем их идеи и т.д.).
Они хотели уничтожить наш бренд и постоянно присылали к нам своих юристов. Также они хотели переманить наших клиентов к себе, организовывали проверки на производстве. Одним словом, большая рыба хотела съесть маленькую.
Но мы смогли за себя постоять и предупредить наших клиентов, что всё в порядке. Я не люблю монополии на рынке, и, как райтер, не против того, чтобы были разные марки красок. Райтеры должны иметь хороший выбор. Но компании должны создавать новые продукты, а не копировать старые. Время на нашей стороне, потому что мы творим.
Большое уважение всем райтерам мира, которые пользуются нашими продуктами и становятся частью нас!
Kapi, Barcelona