По португальски это будет звучать как "португеш граффити", и сразу оговорюсь что на полноценный обзор этого самого португеш – я не претендую.
Первое впечатление – получил еще до поездки. Поиски в Интернете показали полное наличие отсутствия единого граффити-ресурса этой не самой маленькой европейской страны, зато сумел отыскать с десяток более менее обновляемых персональных сайтов и блогов. На контакт правда пошли всего трое из десятка персонажей которым были разосланы письма следующего содержания «из России с любовью, хачу-рисовать-ажнемогу, скажите-где-купить-баллончики».
Впечатление второе – ах как блин неудачно попал. Приезд в Португалию в католическое рождество можно считать глупостью – ибо закрыто всё, что может закрываться (даже общественные туалеты которых нет) и города вымирают до полного обезлюдивания улиц. В итоге я бродил пару дней по местному арт-гетто облизываясь на слои аэрозоли оставленные на стенах, с четким ощущением, что краска вот она - где то совсем рядом, но найти ничего не смог. Двое из контактов проживающих в относительной близости к Лиссабону – отпочковались на это время, ибо – Рождество семейный праздник. Рисовать ни-ни!
Закрутилось все более менее только к концу путешествия, когда выбравшись из южных провинций мы вернулись в цивилизацию.
Ситуация такая – граффити довольно развито, количество вовлеченных на душу населения персонажей – куда как большего нашего, но это количество сконцентрировано в крупных городах. В провинции с краской просто никак, муниципалитеты стали прижимать в последнее время дабы не похерить внешний облик старинных улочек облюбованных туристами, что в принципе понять можно. Видел пару средневековых стен запачканных тегами – это не дело.
К примеру в городе Порто, втором по величине городе Португалии с населением менее чем в миллион несколько сотен активных райтеров. 3 магазина с граффити краской. Несколько холоффеймов, куча персональных стен и необозримое количество нелегальных спотов. Ситуация здесь примечательна тем, что в городе обитает официальный дилер Монтаны в Португалии, поэтому местные поневоле подсажены на немку, что в принципе является для страны скорее исключением, чем правилом. В ближайшей к Испании стране куда более сильны позиции испанской МТН.
Подробней про краску:
Монтана, МТН , Бэлтон – это то чем тут рисуют. Более дешевых альтернатив в виде Клеша и Бита тут нет, МТН 94 пробовали пока только единицы, и то только в столице. Низкопробные заменители в виде греческого саботажа80 или местных линеек отсутствуют. Средняя цена на банку 3.40-3.60 евро. Местные «авторитеты» рисуют практически исключительно Голдой.
В последнее время идет тенденция к закрытию мест продаж аэрозолей. В том самом «гетто» в центре Лиссабона за 2-3 месяца до моего приезда закрылись все точки продаж красок. Так что в Лиссабоне найти граффити-краску самостоятельно просто непредставляется возможным, они все вдали от туристических маршрутов.
Про культуру:
Мне показалось в целом парадоксальным, что при столь большом количестве вовлеченных в культуру людей – в Португалии до сих пор нет ни собственного граффити-издания, ни крупного граффити-ресурса. При вполне европейском уровне развитии техники райтеров, культура в целом находится как будто на первоначальном этапе – когда людям интересно только ее потребление, но не производство. Пару лет назад был выпущен первый и последний граффити журнал (один выпуск, довольно посредственный). В 2007 правда вышла книга от столичных активистов Visual Street Perfomance. Это довольно большое издание даже по европейским меркам, аналогов в России не имеющее – когда один коллектив представляет некий итог своей работы. В книге полно отличных работ, много заумных текстов, но при этом она явно плохо продается и многие райтеры в Португалии просто не знают о ее существовании в принципе. Так же и о двух видео снятых этой командой (кстати люди в ней рисуют по 14 лет и больше).
Отсюда же и практически полное отсутствие зарубежных граффити изданий и видео в местных граффити-шопах (граффити-шоп это условно, краску продают в скейтовых и streewear магазинах). Граффити публицистику проще найти в книжных магазинах, правда по заоблачным ценам.
Другая парадоксальная для меня вещь, но вызывающая жгучую зависть – это отношения молодежи к культуре. Полно кусков сохранившихся нетронутыми с 2002-3 гг. Есть командные хофы на которые не суются посторонние. Есть городские хофы, где молодые испрашивают разрешения порисовать у более старших. На городских легальных хофах не бомбят. Куски перекрывают как правило свои же собственные. Вдоль железки – все стены плотно укрыты бомбами, но не поверх друг друга а стык в стык, создавая непрерывное граффити-полотно. Есть respect – как основа отношений между поколениями граффити райтеров. И это, напоминаю, при том, что процент активных райтеров у них в разы больше средне-российского.
Про стены:
Необычная для нас вещь – командные и персональные хофы. Никто не может там рисовать без приглашения. В Лиссабоне огромный легальный холл оф фейм в центре города у транспортного кольца. Очень много бомб в самых неожиданных местах. Продолжаю утверждать, что у них бомбят так как у нас многие «рисуют». Совершенно иной уровень. В провинции крайне редко можно встретить полноценные куски, в основном бомбы вдоль трасс и множество трафаретов. Сказывается отсутствие краски.
Про стритарт:
Он там есть и в больших количествах. Таково количества трафаретов и стикеров на квадратный метр как в Байро Альте я не встречал никогда в жизни. Без потуг на глубинный смысл и экстраординарность, продукт там очень интересный и забавный. Португальский стритарт – несомненное украшение улиц.
Про райтеров:
Несомненно большое количество породило большой процент хорошего качества. В одном городе могут сосуществовать до десятка интересных профессиональных райтеров. Это добротный европейский уровень в шрифтах, персонажах и бомбах. Ждите большого обзора в следующем УрбанРутсе.